Не по частям водочерпательницы, но по совокупности ее частей
суди об ее
достоинствах.
Козьма Прутков
Алексей Михайлович ЖЕМЧУЖНИКОВ [10 (22) февраля 1821, Почеп, ныне
Брянской области, — 25.3 (7.4). 1908, Тамбов ], русский поэт некрасовской
школы, почетный академик Петербургской АН (1900), получивший это
звание в числе первых четырех русских писателей вместе со Львом
Толстым, Чеховым и Короленко. Литературной критикой считался совестью
русской интеллегенции. Завершили творчество патриарха великого века
русской словесности «Песни старости» и «Прощальные песни» спустя
полстолетия после его дебюта в «Современнике» с комедией в стихах
«Странная ночь» в 1850 году. В том же году в соавторстве с А. К.
Толстым написана пьеса «Фантазия», запрещенная к показу после премьеры,
— первое творение Козьмы Пруткова еще до возникновения этого псевдонима,
для которого писал самостоятельно:
«Древней греческой старухе...»,
«В альбом N. N.»,
«Стан и голос»,
«Чиновник и курица»,
«Сродство мировых сил»,
«Помещик и садовник»,
«Помещик и трава»,
«Блестки во тьме»,
«Перед морем житейским»
и завершившее полное собрание знаменитого сочинителя за год до смерти
самого Жемчужникова в возрасте 86 лет
«Посмертное произведение Козьмы
Пруткова».
Роль Алексея Михайловича Жемчужникова в сочинениях
Козьмы Пруткова, написанных коллективно, — а таковым, в основном,
и был этот наш классик — наиболее весома среди его разноталанливейших
клевретов. Здесь Алексей Жемчужников — поистине капельмейстер квартета
веселых виртуозов неслыханного словомыслия.
Алексей Михайлович Жемчужников написал в соавторстве с Алексеем
Толстым:
первое сочинение Козьмы, комедию «Фантазия»,
стихотворения «Осада Памбы»,
«Доблестные студиозусы»,
«Желание быть испанцем»,
басню «Звезда и брюхо»,
вместе с Александром Жемчужниковым:
басни «Кондуктор и тарантул»,
«Цапля и беговые дрожки»,
«Червяк и попадья»,
в соавторстве с Владимиром Жемчужниковым и Павлом Ершовым:
комедию «Черепослов,
сиречь Френолог»,
совместно с Александром и Владимиром Жемчужниковыми:
пьесу «Блонды»,
и с Владимиром Жемчужниковым:
стихотворения «На взморье» и
«Честолюбие».
Все это можно прочитать в нашем первом полным интернет-собранием
сочинений Козьмы Пруткова.
За могучей фигурой знаменитого директора-сочинителя Козьмы Петровича
Пруткова, легко вошедшего в наш легкомысленный век многопудовой
чугунной поступью родоначальника современной политической системы
единомыслия, тонкая индивидуальность самобытного поэта Алексея Жемчужникова
несколько стушевалась в наше время. Но так было и будет не всегда.
Современники поэта, избиравшие его в 1900 году почётным академиком
Петербургской Академии наук одновременно с Л. Н. Толстым, Л. П.
Чеховым и В. Г. Короленко, называли Алексея Михайловича Жемчужникова
«последним могиканом идейной поэзии», «певцом гражданской чести»,
«маститым поэтом-гражданином», «уцелевшим колоссом доброй старой
русской литературной нивы», а выведенный им на большую дорогу великого
русского языка западного направления молодой Иван Бунин статействовал
даже его как «Поэт-гуманист». Таковым он и возвернется к нашим потомкам,
которые ничуть не глупее читателей золотого века русской литературы,
тем более, что повторно избирать поэта в академики уже не надо,
а сэкономленное при этом не надобное ему теперь академическое жалованье
существенно поднимет бюджет Министерства культуры.
Надо сказать, сам Козьма Прутков на сайте Чугунного Козьмы уж ненавязчиво
для правительства реформаторов начал их незаметную титаническую
работу. С появлением интернет-собрания сочинений родоначадьника
литературного абсурда, а также сочинений Пушкина на его портале
и других русских классиков уже не надо будет переиздавать ни Пруткова,
ни Пушкина, ни каких либо классиков вообще! Сколько сэкономиться
бумаги! Какими неслыханными уймами кип пойдут в тираж законотворные
проекты и указные реалии новореформаторов, столь ожидаемые самым
читающим народом и так необходимые нам. А сколько произведется дополнительных
тонн туалетной бумаги для окончательной упаковки продуктов кулинарного
искусства, рекламируемых на канале культуры для тебя, ненасытный
зрителечитатель товарных этикеток! Вот она новая русская культурная
революция. Отдыхай великий кормчий Мао вместе со своим подзабытым
цитатником на девятом валу прутковского Аквилона, несущего позднейшую
сточную «мысль представиться уму», ныне промытому противоперхотным
шампунем.
Здесь мы плавно перешли от опусов мыслителя Пруткова, управляемого
дирижерской палочкой Алексея Жемчужникова, к сольному выступлению
его философической музы, где ирония его мысли углублена искренним
негодование на псевдопатриотическую ложь до высот грибоедовского
сарказма :
Вы все, в ком так любовь к отечеству сильна,
Любовь, которая все лучшее в нем губит —
И хочется сказать, что в наши времена,
Тот честный человек, кто родину не любит.
Или:
Пришлось нам низко пасть!
И пали-то с тех пор мы,
Как подняла нас власть.
Не вывезли реформы!
Не вышло ничего.
Всё, не дозрев, пропало.
Кругом — темно, мертво;
Нет сил, нет идеала;
И интерес один:
Кармана да желудка.
О русский гражданин!
Ужель тебе не жутко?..»
Вечно реформируемое общество у нас похоже на белку в колесе: усилие
и скорость постоянны, а сдвиг вперед отсутствует с той же самой
постоянностью. Муза сатиры Жемчужникова, проникнутая болью гражданина.
при каждом витке общественной реформации находит отклик в честных
сердцах новых поколений и потому обречена на нетленность.
Таже участь ждет и лирику поэта, обращенную к вечным человеческим
чувствам, как известно, не подвластным указам государственных реформаторов.
«Лирические стихотворения Жемчужникова так же оригинальны, как и
его сатира, и займут свое неотъемлемое почетное место в русской
поэзии», — говорилось в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, в издании,
вышедшем еще при жизни поэта, Владимиром Соловьевым, который оказался
прав.
Лира Алексея Михайловича Жемчужникова у истинных любителей русской
поэзии заняла достойное место, как и сам поэт. И место это не только
в их умах, сердцах и анналах истории искусств. С недавних пор оно
приняло реальные визуальные очертания кресла Алексея Михайловича
Жемчужникова в открывшемся в Тамбове музее поэта. Это кресло, в
котором он умер. Оно находится там, где окончился его 87-летний
жизненный путь. По злой иронии судьбы, последнее земное пристанище
поэта, дом, в котором он умер, был снесен в годы перестройки. Однако,
время восстановило справедливость 15 ноября 2001 года в помещении
Тамбовского отделения Сбербанка России, оказавшегося на этом месте
в результате необдуманной реконструкции района, открылась выставка,
посвященная жизни и творчеству Алексея Михайловича Жемчужникова
при содействии представителей того же банка, деятельно и финансово
поддержавших инициативу увековечения памяти поэта общественностью
города.
Портрет и кресло Алексея Михайловича Жемчужникова,
в котором умер последний из создателей Козьмы Пруткова 25 марта
1908 года.
Это место поэта-гражданина и сатирика осталось
навечно занято Алексеем Михайловичем Жемчужниковым в истории русской
литературы, а значит в нашей и любой будущей современности. И потому,
читатель, не уходи отсюда далеко и обязательно вернись 22 февраля,
когда здесь появится лирические и гражданские стихи поэта, готовящиеся
сейчас к публикации...
|
 |