Не по частям водочерпательницы, но по совокупности ее частей
суди об ее достоинствах.
Козьма Прутков
Существует версия, согласно которой, портрет Моны Лизы — это тайный
автопортрет Леонардо
да Винчи. Насколько она верна, теперь, любитель искусства,
ты можешь судить сам. Компьютер Чугунного Козьмы набросал новый
автопортрет Леонардо да Винчи, совместив со знаменитой картиной
известный автопортрет художника. Полученное таким образом изображение
оказалось созданным рукой самого художника. В нем нет ни единой
линии, пририсованной к кисти и карандашу великого мастера, равно
как нет ни единой линии одной и другой работы Леонардо да Винчи,
которая бы исчезла. Поэтому это изображение — не компьютерный портрет
Леонардо да Винчи, а именно его новый автопортрет, написанный рукой
художника и только его рукой с использованием компьютерной технологии.
Однако, обо всем по-порядку, включая домыслы и технологию.
Все творчество великого Леонардо да Винчи — сплошные загадки, вопросы,
на которые человечество пытается ответить полтысячи лет и будет
искать ответы на них еще очень долго. Леонардо да Винчи любил интеллектуальные
шарады и ребусы. Известна его странность говорить загадками и метафорами,
пророчествовать и шифровать написанное. Отсутствующую на картинах
подпись художника заменяли полускрытые символические знаки, иногда
остававшиеся незамеченными веками. Моим землякам далеко за примером
ходить не надо, достаточно зайти в Эрмитаж к мадонне Бенуа и обнаружить
взлетающую птицу, фирменный символ работ Леонардо да Винчи, по которому
и удалось окончательно идентифицировать авторство картины художника.
Чтобы перейти к особенностям нашей новой находки, уместно вспомнить,
что изобретатель Леонардо да Винчи текст на своих чертежах писал
справа налево и при этом буквы переворачивал в зеркальном изображении.
Таким образом, чтобы правильно прочитать написанное им, нужно либо
мысленно пероворачивать направление текста и горизонтально отражать
буквы одновремено, либо перевернуть графический лист и читать с
обратной стороны на просвет, если толщина и прозрачность бумаги
позволяют.
Это, собственно, и явилось ключом к разгадке тайны личности Моны
Лизы. Заметим, что официальная версия о том, что знаменитая картина
Леонардо да Винчи — портрет Лизы Джерардини, жены флорентийского
купца Франческо дель Джокондо, солидными искусствоведами дается
с немаловажной оговоркой — предполагаемый портрет Моны Лизы. В самом
деле, нет никаких документальных свидельств и подтверждений того,
что знатная горожанка позировала для маэстро и даже не позировала
— была его натурщицей, ведь портрет остался у художника, в отличии
от портретов написанных по заказу для позировавших ему дам. Сказка
о том, что портрет своей супруги, увековеченной в шикарном платье,
великолепно выписанном тогда уже давно знаменитым мастером, богач
Джокондо отказался купить за 4 золотых монеты, сумму, составляющую
лишь тысячную долю выплаченной впоследствии за этот вечный шедевр
французским королем, просто смешна. Нет и ни каких косвенных свидетельств
не только работы Леонардо да Винчи над обликом этой дамы, но и самого
достоверного облика, а также свидетельств факта их возможной встречи.
Теперь самое время вернуться к графическим надписям Леонардо да
Винчи, читающимся при их зеркальном отражении. Надпись есть и на
автопортрете Леонардо да Винчи из Туринской библиотеки. Вероятно,
для напоминания, что автопортрет предназначен для прочтения в зеркальном
отражении. Но прежде, чем перевернуть его, нужно отметить еще одну
странность этого портрета. Старик, изображенный на нем, явно старше
собственного возраста художника, которому в период написания рисунка
было всего-то 58 — 60 лет. Кроме того, обычно великолепные рисунки
Леонардо да Винчи не были самостоятельными произведениями, а лишь
служили эскизами к чему-то эпохальному, часто мистически исчезающему,
были посылками к нему, оставшимися в запасниках истории искусств
как следы промелькнувших супершедевров. Так было с монументальной
батальной росписью Битва при Ангьяри, экспрессивные воинственные
персонажи которой остались лишь в гениальном картоне Леонардо да
Винчи. Так стало с почти исчезнувшей со временем со стены трапезной
монастыря Санта-Мария делла Грацие Тайной вечерей и сохранившей
изначальный лик Христа только на эскизах. Так стряслось с разрушенным
Миланским конем, сохраненным в эскизах и 10-дюймовой пост-модели
статуи.
Итак, это ощущение части чего-то более важного, скрытого в странном
автопортрете Леонардо да Винчи, перерождается в эмпирическое продолжение
обнаружившейся мистической цепи взаимосвязей. И эта очередная долгоиграющая
шарада Леонардо да Винчи по сегодняшний день являлась самой длительной.
Если для материализации некоторых небылиц изобретателя — танка,
подшипника, самолета, парашюта — потребовалось три-четыре века,
то воссоздания истинной наружности гения пришлось ждать 500 лет:
ровно столько прошло со времени написания Джоконды. Если технология
зеркального отражения существовала задолго до Леонардо да Винчи,
то для имитации просмотра этого отражения с обратной стороны листа
в полупрозрачном виде потребовалось не только создание компьютера,
но и создание нового формата графических изображений. Это стало
возможным с появлением формата .png, позволяющего получать прозрачность
изображения любой плотности, исчисленной в процентах. Таким образом,
зеркально перевернув автопортрет Леонардо да Винчи, сделав его полупрозрачным
(или изображением 50-процентной прозрачности) и наложив на портрет
Моны Лизы, видим картину, состоящую ровно из половины кондиции Моны
Лизы (стопроцентная плотность которой по всему ее изображению наполовину
прикрывается пятидесятипроцентной плотностью автопортрета), видимой
из под полупрозрачного автопортрета. Правильность этого эксперимента
окончательно вырисовывается при совмещении зрачков туринского автопортрета
Леонардо да Винчи со зрачками Джоконды. После этого совмещения все
остальные части лица и головы совпадают сами собой с поразительной
точностью. Даже контуры бороды Леонардо да Винчи и те описывают
декольте на платье Моны Лизы. Незначительное отличие в линии черепа
не только легко объяснимо, но и весьма логично. Джоконда гладко
зачесана, и с правой стороны взлахмоченные волосы старика естественно
имеют больший объем. А слева, где у него лысина, выше нее — линия
головы Джоконды, как известно, облысением не страдавшей. Нос на
новом атопортрете Леонардо да Винчи толще, чем в его юном облике,
выданном им за Джоконду, но, как издавна известно, и тем более было
известно основателю иллюстрационной анатомии Леонардо да Винчи:
носы у людей растут всю жизнь.
В отличии от своих также великих современников и коллег по художественной
гениальности Рафаэля
и Дюрера, любивших попозизировать себе для автопортретов, Леонардо
да Винчи был не только великим художником, но и носителем знаний,
разбросанных по временной шкале вечности. Возможно, причастность
к тайнам будущего не позволяла ему явно запечатлеть свою наружность
в настоящем. Но и не оставить истории своего облика он не мог. И
он сделал это в присущей ему манере научной шарады, в трех образно-совместимых
вариантах: туринский автопортрет Леонардо да Винчи изображает его
в возрасте, в котором его уже не было в живых, в молодые годы художник
спрятан в платье Джоконды, а гениальный творец Джоконды в зрелые
лета ее написания мистически проявляется из двух указанных образов.
Более того, это любопытное проявление приурочено им как раз к 500-летию
творения его величайшей портретной картины. Леонардо и при жизни-то
не спешил кончать работы, ведь совершенству нет предела. А основательно
полагая неоконченность — свойством жизни, творец убивал смерть и
реанимировался в затяжном творческом анабиозе. Вечный художник мог
позволить себе паузу в полтысячи лет. На то он и вечный. А впрочем,
что такое 500 лет для вечного творца? 500 лет туда, 500 лет сюда.
Вечность терпит.
Писарь Сергий.
Энциклопедический календарь «Шпаргалка Эрудита».
Интернет-версия статьи для сайта www.kozma.ru
Copyright © 2005. Писарь Сергий.
Перепечатка статьи приветствуется автором, но только в Интернете
и только целиком с сохранением всех вложенных в нее гиперссылок.
|
|