«ИМЯ СЛАВНОЕ ПРУТКОВА, ИМЯ ГРОМКОЕ КОЗЬМЫ!»
«Если хочешь быть покоен, не принимай горя и неприятности на свой
счет, но всегда относи их на казенный…»
Козьма Прутков жив! И даже прислал это письмо к нам в редакцию
ПИСЬМО К РЕДАКТОРУ
Досточтимый и любезнейший господин
Редактор!
Напомню Вам мой собственный афоризм: «Человек ведет
переписку со всем земным шаром, а через печать сносится даже с отдаленным
потомством». Между тем 11 апреля сего года вряд ли будет замечено
Вашей публикой, ниже учеными историками... И напрасно! Именно в
этот день ровно 200 лет назад, в 1803 году, родился я, нареченный
моими восприемниками, или «опекунами», как они сами себя называли,
Козьмой. Более того, этим днем я неизменно помечал все свои произведения.
Шалуны и ёрники, склонные не по летам к постоянным и не всегда уместным
розыгрышам, создатели мои полагали, что мне более приличествовало
бы родиться 1 апреля, но потом почему-то передумали…
Замечу, что мое имя, как сами они сообщают в «Биографических
сведениях» обо мне, «…в действительности писалось не «Козьма», а
«Косма», как знаменитых моих соименников: Косма и Дамиан, Косма
Минин, Косма Медичи и немногих подобных».
Авторы проделки
Пора назвать имена авторов этой проделки, хотя
ваш «самый лучший в мире читатель» и без того знает, конечно, что
восприемниками моими, создавшими из меня якобы «литературную маску»,
были граф Алексей Константинович Толстой вместе с двумя его кузенами
Алексеем Михайловичем и Владимиром Михайловичем Жемчужниковыми.
В моем создании принимал иногда участие еще один брат — Александр,
некоторую лепту в оперетту «Черепослов, сиречь Френолог» внес, между
прочим, Петр Павлович Ершов, создатель знаменитого «Конька-Горбунка».
Сам мой образ, как облыжно утверждали мои недоброжелатели, образ
«самовлюбленного служаки», «доморощенного философа» и «графомана
с претензией», возник из небытия постепенно. Он был соткан упомянутыми
лицами из юношеских поэтических забав, домашних литературных шалостей,
стихотворных буффонад, посланий и эпиграмм, которыми так любила
развлекать себя и окружающих дворянская молодежь моей поры. Эх,
молодость, молодость!
Один из советских литературоведов (что означает
это сочетание, ей-богу, не знаю) даже договорился в «Литературной
энциклопедии» (1931, т. 5, с. 375) до того, что я, дескать, обличал
эпоху моего государя, незабвенного Николая Павловича, и мои произведения
явились «орудием борьбы с бюрократической идеологией» и с «чистым
искусством». Кто бы мог подумать? Ну да Бог ему судия!
«Не всякому даже гусарский мундир к лицу»
Через 20 лет после окончания моей земной юдоли
трудами и тщанием Владимира Жемчужникова подготовлено было к печати
и выпущено в 1884 году мое «Собрание сочинений», украшенное знаменитым
моим портретом, а также бюстом. Сходство уловлено хорошо! Одобряю!
Там же впервые опубликована была моя биография, весьма точная, надо
сказать. Благодаря ей вам хорошо ведомы основные вехи моего жизненного
пути, вы знаете, что в 1820 году я «…вступил в военную службу, только
для мундира, и пробыл в этой службе всего два года с небольшим,
в гусарах». В этом я точно следовал духу и букве моего же афоризма:
«Если хочешь быть красивым - поступай в гусары». В ночь с 10 на
11 апреля (снова знакомое нам число) я увидел, однако, вещий сон,
а именно голого бригадного генерала, от чего «…ощутил во всем теле
сильный электрический удар, от которого проснулся весь в испарине…
В то же утро, едва проснувшись, я решил оставить полк и подал в
отставку; а когда вышла отставка, я тотчас же определился на службу
по министерству финансов в Пробирную палатку, где и останусь навсегда!»
Напрасно думают некоторые, что покинул я полк свой
по той причине, что (опять мой блистательный афоризм!) «не всякому
даже гусарский мундир к лицу». Нет, он мне как раз очень шел, но
таковы, господа, обстоятельства и руководившая мною звезда
Я остался верен своему слову, беспорочно прослужив
в Пробирной палатке 40 лет и дослужившись до чина действительного
статского советника, должности ее директора и кавалера ордена Св.Станислава
I степени. Здесь же, в своем кабинете, я и скончался 13 января 1863
года от «внезапного нервного удара». «Но как бы ни были велики его
служебные успехи и достоинства, — сообщают мои биографы, — они одни
не доставили бы ему даже сотой доли славы, какую он приобрел литературною
своею деятельностью». Тут я с ними не совсем согласен: чувствуется
некоторое снисхождение к моей служебной деятельности, а мои заслуги
на этой ниве не менее замечательны. Снова напомню исповедуемое мною
правило «Только в государственной службе познаешь истину».
Но (тут они правы!) я действительно вошел в анналы
русской изящной словесности, причем на правах самого доподлинного
ее классика. Скажите на милость, можете ли вы назвать другого «несуществующего»
писателя, все сочинения которого вот уже полтора века печатаются
под якобы вымышленным именем? А статьи обо мне, неизменно помещаемые
в энциклопедиях, в том числе такой достопочтенной, как Брокгауза
и Эфрона, под моим именем? О чем это говорит? О том, что Вы имеете
дело с чрезвычайно редким, если вообще не единственным, случаем
в истории всей мировой литературы.
«Бди!»
Как и полагается каждому уважающему себя классику,
я оставил вам поразительно разнообразное, если вообще не всеобъемлющее,
литературное наследство. Начинал я как драматург, причем в 1851
году мне удалось даже поставить на императорской Александринской
сцене водевиль «Фантазия». Цензор долго трудился над ней, заменяя
грубые, режущие его чуткий слух слова и выражения. Так, он вычеркнул
слово «глотка», заменив его «горлом», оставил вообще без фамилии
и имени одно из действующих лиц — девицу Непорочную, вместо «кобенится»
написал «церемонится» и т.п. Впрочем, я его не осуждаю… Такова государственная
служба, тем более такая важная. Не зря я впоследствии дал наставление:
«Бди!».
Писал я «Фантазию» вполне серьезно, хотя позднее
сию пиесу стали считать смешной пародией на модные в мое время водевили.
Увы, по вине господ актеров она вызвала неудовольствие самого государя,
который уехал, не досмотрев пьесу до конца. Говорят, что он сказал
на прощанье директору императорских театров Гедеонову: «Много я
видел на своем веку глупостей, но такой еще никогда не видал». Такой
поступок царя был (и правильно!) единодушно поддержан публикой:
она стала свистеть и шикать. Пьеса провалилась: первое ее представление
стало и последним.
«И устрица имеет врагов!»
Проявил я себя и в других жанрах. Мною написано
множество стихотворений, которые, как считается, пародируют (хотя
я сам писал их вполне серьезно!) главным образом стихи Владимира
Бенедиктова, имевшие громкий успех у публики: после выхода первой
его книги в 1835 году считали даже, что он «выше Пушкина», поскольку
последний, как вполне серьезно писали его критики, «исписался».
Замечу, что г-н Бенедиктов был в какой-то мере моим сослуживцем:
мы оба состояли по министерству финансов, только он одновременно
со мною зачислен был в Особенную канцелярию по секретной части,
а я — в Пробирную палатку.
Известен я и как плодовитый баснописец, яркий публицист
и глубокомысленный философ.
Весьма плодотворно проявил я себя на законодательной
ниве: чего стоит только один лишь мой бессмертный «Проект закона
о введении единомыслия в России»!
Занимался я и публикаторской работой, бережно сохранив
для памяти благодарного потомства «Гисторические материалы Федота
Кузьмича Пруткова (деда)» и поучительные «Военные афоризмы» моего
любезного сына, Фаддея Козьмича Пруткова.
Вообще трудно назвать тот литературный жанр, в
котором бы я не прославил «имя славное Пруткова, имя громкое Козьмы!».
Более же всего я нашел призвание в афористике,
что и принесло мне вечную славу. Вот уже — опять-таки полтора века
— только ленивый не цитирует мои афоризмы из цикла «Плоды раздумья»,
которые зря некоторые считают «лексиконом прописных истин». Думаю,
что они сохранятся на века, поскольку ничуть не потеряли своей свежести,
такие, например: «Козыряй!», «Зри в корень», «Усердие всё превозмогает!»,
«И устрица имеет врагов!», «Если хочешь быть покоен, не принимай
горя и неприятности на свой счет, но всегда относи их на казенный»
и т.д.
А такой мой завет, которому с успешностию следуют
не только скотовладельцы, но и все, желающие, чтобы их приказания
неукоснительно исполнялись, причем с любовью и радостью: «Щелкни
кобылу в нос, она махнет хвостом».
Не узнаете ли вы своего времени?..
Многие мои сочинения, как и положено классике,
превозмогли мое время и остались на века. Вот что сообщают, например,
обо мне авторы «Биографических сведений»: «Вообще он (он — это я.
— К. П.) был очень доволен своею службою. Только в период
подготовления реформ прошлого царствования (речь идет о конце 50-х
— начале 60-х годов XIX века, когда началась подготовка великих
реформ Александра Освободителя. — К. П.) он как бы растерялся.
Сначала ему казалось, что из-под него уходит почва, и он стал роптать,
повсюду крича о рановременности реформ и о том, что он «враг всех
так называемых вопросов!» — Однако потом, когда неизбежность реформ
сделалась несомненною, он сам старался отличиться преобразовательными
проектами и сильно негодовал, когда эти проекты его браковали, по
их очевидной несостоятельности. Он объяснял это завистью, неуважением
опыта и заслуг и стал впадать в уныние, даже приходил в отчаяние…
Вскоре, однако, он успокоился, почувствовав вокруг себя прежнюю
атмосферу, а под собою прежнюю почву. Он снова стал писать проекты,
но уже стеснительного направления, и они принимались с одобрением.
Это дало ему основание возвратиться к прежнему самодовольству и
ожидать значительного повышения по службе...»
«Что-то слышится родное…», не правда ли? Не узнаете
ли вы своего времени, начавшегося с «перестройки и гласности»? Между
прочим, эти слова мне хорошо знакомы: они были в ходу и в мои времена.
Не напоминают ли вам последние годы моей жизни «административную
грацию» (это выражение Н. С. Лескова) некоторых ваших деятелей,
усеянную подобными же курбетами и метаморфозами? Главное - попасть
в струю…
«Зри в корень!»
А мой «Проект о введении единомыслия в России»?
Какая-то «Единая Россия» у вас уже есть, осталось только претворить
в жизнь мой проект. Доходили до меня слухи, что во всех бедах ваших
и злоключениях выбранные вами правители винят исключительно прессу…
Посему они норовят закрыть по возможности все непослушные газеты
и телевизионные каналы (вот опять какие-то странные слова). Советую
вашим начальникам перечитать поданный мной на Высочайшее имя проект.
«Разве может быть собственное мнение у людей, не удостоенных доверием
начальства?!» — спрашивал я тогда, озабоченный падением нравов.
И сам же отвечал: нет, конечно. «Но как узнать мнение начальства…
какого мнения надо держаться?» — задавал я второй вопрос.
Я резонно полагал, что «…необходимость, особенно
в нашем пространном отечестве, установления единообразной точки
зрения на все общественные потребности и мероприятия правительства»
требует «учреждения такого повременного издания, которое бы давало
руководительные взгляды на каждый предмет. Этот правительственный
орган, будучи поддержан достаточным, полицейским и административным,
содействием властей, был бы
для общественного мнения необходимою звездою, маяком, вехою. Пагубная
наклонность человеческого разума обсуждать все происходящее на земном
круге была бы обуздана и направлена к исключительному служению указанным
целям и видам. Установилось бы одно господствующее мнение по всем
событиям и вопросам…»
Я тогда же предложил свою кандидатуру на должность
редактора, поскольку всегда готов «для пользы правительства пренебречь
общественным мнением и уважением, вследствие твердого убеждения
в их полной несостоятельности», и «готов жертвовать собою до последнего
издыхания».
Я не успел исполнить своего высокого предназначения:
как уже говорилось ранее, я неожиданно умер в результате внезапного
«нервного удара». Но — «Зри в корень!» — классика не умирает…
Остаюсь с выражением глубочайшей преданности
и почтения Козьма Прутков, директор Пробирной палатки и кавалер
P.S. Публикацию cего письма доверяю я дохтуру
филологии Арлену Блюму, известному мне, как давний мой почитатель.
|
|