СТАРИЧОК-ПТИЦА
Часть 1
1.
Когда автобус остановился, и открыли
дверь, старичок вышел на улицу, как-то легко подпрыгнул и сел на
ребро двери у крыши. Потом он взмахнул руками и медленно полетел.
Все изумленно смотрели вслед. Мальчик, который стоял с краю, сказал:
«Он спрашивал, переехали ли мы Пиренеи? Мы не переехали, а он улетел».
Все молча смотрели вдаль, но старичка-птицы уже не было. Только
вился серебряный след.
2.
Подошло маршрутное такси. Открыв двери,
мы втиснулись в него. Автобус был маленький, желтенький, как божья
коровка. Там в первом ряду сидел старичок, задавленный объемными
сумками, сверху которых выглядывал острый нос и два пронзительных
глаза. Рядом женщина рыдала в мобильник: «...Опять пьяный, но хоть
дома!» Девушка сбоку протянула старичку двадцать рублей передать
водителю за проезд, но старичок деньги не взял, а вежливо поблагодарил:
«Спасибо, у меня есть». Он все время нервничал, крутил головой.
«Почему искривилось время?..» бормотал
и окликнул он всех, но никто не ответил. Он пожевал губами, скинул
сумки с колен, легко подпрыгнул и оказался рядом с водителем. «Почему?»
— шептал он, открывая боковую дверь, пододвинулся к краю сиденья,
взял водителя под локоток и вместе с ним улетел.
А мы поехали дальше.
3.
В осеннем небе над нами летят лебеди.
Медленные взмахи крыльев, вытянутые шеи, голова далеко впереди выглядывает:
что там? Стая-клин, полковничий ромб, благодатно курлычет — прощается
или здоровается или опробует органную акустику неба?
Белые-белые всегда рядом, не увидишь
одинокого лебедя, пересекающего небосвод. Красивое, прекрасное —
оно вместе. Алчность и злость — одно.
И носится, носится сокол и с кем полететь?
— и мысли нет такой.
Автобус спешил к железнодорожному вокзалу
— провожали начинающего очеркиста. Садовник-поэт Галина Рукина о
чем-то думала и тихо улыбалась. Писатель Холкин укладывал в блокнот
женский диалог по мобильнику о тяжелой доле крепко выпившего мужа,
потом он увидел лебедей и стал торкать карандашом в небо: «Один,
два, двенадцать». Прошептал: «Совсем как у Александра. Совсем как
у Блока».
4.
Город млел в середине лета, когда в
запущенном парке на окраине пустыря появился старичок. Он все ходил,
натягивал веревки, качал головой. Потом привезли всякие плиты и
кирпичи, пришли рабочие, махали руками — и появилась вышка для прыжков
в воду с площадками и эластичными досками. Башня торчала из пустыря,
из самого его травянистого слоя. Намека на то, что будут и рыть
бассейн, не было. Подходил народ, стали роптать: «А бассейн?.. А
бассейн?» И только тут старичок их как бы увидел. Он повернулся
и строго молчал. «Так будете прыгать», — отрезал он, поднимаясь
по лестнице. Достигнув середины, он обернулся: «Так будете». И уже
на самом верху погрозил пальцем и улетел.
5.
Старичок сидел под деревом. Он видел,
что происходит там, на другом берегу широкой, томительной для души
реки — небольшая деревенька, скот, птица.
При виде птиц, ноздри его раздувались:
своей половиной души и тела старичок происходил из соколиного рода.
Его предки были кречеты. В далекие времена жили свободно, иногда
служили в крепостях и замках. Другой половиной он относился к православному
роду, но жестокий нрав кречета всегда побеждал. Схватив кого-нибудь
в острые когти и придушив, он начинал каяться и шептать молитвы,
но какую половину души он хотел спасти, стремительно рассекая холодный
поток окровавленным клювом? Все смешалось.
Было грустно. Ветер шевелил его серебряные
пряди и заглядывал в глаза. Они были бесконечны, в них полыхал огонь.
Но вдруг мягкий голубой свет вошел в них и время стало уходить,
уступая место покою. Старичок вытянул руку, согнул под прямым углом
ладонь, взлетел и удивился: не крылья подняли его — то пришел второй
его род — род молений, трудов, просветлений.
6.
Вверху за спиной шипение. Он оглянулся
и увидел беснующихся птиц. Они дрались, обсуждая двойственность
его души и тела:
— Старичок должен быть злобным. Человеческое
не может быть в птице. Миры не пересекаются!
7.
«Устремленный взгляд», она же ученица
1-а класса Вероника Позднякова брела из школы. Ничто не предвещало
никаких приключений, но тут к ней подошел старичок, тихонько взял
за руку, как-то легко подпрыгнул, посадил Веронику на дерево и улетел.
«Свят, свят, свят!» — встрепенувшись, прохрипела ворона.
Сокол, выкручиваясь из мертвой петли,
окинув взором играющий мир, озарился: «Творение лучше Творца! Творение
лучше Творца!»
Вероника, свешиваясь, и локтем сталкивая с ветки ворону, пыталась
сквозь неизвестно как появившееся облако, рассмотреть, что происходит
внизу. Там было тихо. И только, крича, металась ворона: «Творец,
Творец!»
8.
Пейзажи приятного ожидания стелются
радостными переживаниями. Старичок шел в монастырь, он уже знал:
там другое пространство, другая плоть мира, легкая и радостная,
растворяющая окаменелость бытия души и тела.
Дорога поднималась в гору, серпантинно
извиваясь для обессиленных и стрелами троп для гордецов. Чем он
выше забирался, тем быстрее расступались горы, и спокойнее расправлялось
освобожденное пространство. Сквозь сплоченную зелень южного леса
уже проступали монастырские строения.
Увидев в небе в сияющем голубом шаре
парящую святую, он подивился, но ползающий змей во дворе устрашил
и озадачил. Уже в монастыре он нашел колодец, часовенку и купальню
Святого Георгия:
— Ну если Святой Георгий, то и змей.
Настоятельница на первую половину его
повествования о виденном только прищурилась, на вторую нахмурилась:
«Несколько помещений монастыря были переданы жителям ближайшей деревеньки
еще тридцать лет назад. Они и есть этот змий».
Монастырь был с садами, тремя небольшими
храмами и развалинами другого, прежнего. В нем было учредительно
тихо. В автобусах приезжали паломники с Украины и Молдавии. С мольбой
подымались глаза, и дух увлекал в небесные просеки.
Другие два монастыря близ Новгорода
лежат — один на полях, другой в устье реки, упершись в ее берега
высокими стенами.
В Варлаам-Хутынский монастырь втекаешь
как в заводь. Там легко, свободно. Собор парит и зовет. Но не взлететь:
так тяжела плоть твоя. Но все-таки уносишься в небо на миг. Растворяешься
— и ты счастлив.
Юрьев монастырь — другое. Он обороняется,
отталкивает, но когда ты внутри, открывается мощью.
Георгиевский собор — фантастический
мост между землей и небом, запрудил собой время, и оно щемит, и
будущее — видимая явь. Здесь стоишь над временем и бытием, отталкиваясь
от него босыми ногами. Все вспоминаешь, видишь земную жизнь в едином
деянии с небом, и задумчив, и беспокоен: что будет с тобой?
Во дворах народ в черном. То грустный,
то молодой, забивающий плоть, то бредет изможденный. И все хотят
ухватить духа, повиснуть хотя бы на его краешке или, может, взглянут
на них сверху приветливо.
И куда мне в калашный ряд?
9.
На тротуарах теснился народ. Ждали-ждали.
Но один не ждал: старичок то ли с граблями, то ли со старинным ружьем
на плече. Он весь в марше: «Солдатушки, бравы ребятушки, а где ваши
деды!» Он семенил вдоль тротуара мимо машин, мимо Невского, мимо
гауптвахты и военного коменданта. Но вдруг остановился, залез на
фонарь и улетел.
«Носится просто так, а мог бы вырабатывать
электричество!» — помедлив немного, выпалила ошарашенная старушка.
10.
Когда сокол молнией простреливал пространство,
был восторг. Но скорости не хватало, чтобы ворваться в другой мир,
где все только воля, одна его воля.
Внизу руины и туда пронесся он ревущим
ветром, в обитель побед — здесь мир им поверженных — трупы и разрушения
везде. И он спросил себя: Зачем все это?..
11.
Православный его род собирался после
работ и мытарств: иконная тишина и жизнь в духовных обителях. Тогда
не кречет, а душа его парила. Но пришел глиняный человек и поселился
посередине и сжал их обоих. Но дунет ветер, и полетит сокол. Ударит
колокол и запоет старик.
12.
Вероника стояла на вершине дерева,
размахивая плащом. Первым к ней полез математик, но разбил очки
и упал на газон. Директриса, задрав голову, кричала: «Ветер, ветер!..»
13.
Человек-сокол стоял у открытого окна
и смотрел вниз на ржаво-глинистое тело Петербурга: «Так будете прыгать,
так.»
14.
Какой род победит в этой борьбе — земной,
соколиный или небесный? И откроется ли когда безмятежная радость,
где все праведны и добры...
Старичок-птица безмолвствует.
15.
Если увидите — по небу летят, взявшись
за руки, девочка и мальчик, не удивляйтесь — это Вероника и ее младший
брат Антон тренируются быть взрослыми.
Конец первой части.
|
 |