kozma.ru
ОБНЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ!
Глобальное освещение торжества истории
в потемках ее неотвратимых результатов
НОВОСТИ ВЕЧНОСТИ
гороскоп персонажей
СОЧИНЕНИЯ
АРХИВ
БИБЛИОТЕКА
ГАЛЕРЕЯ
ПРЕМИЯ

Анатолий МАСЛОВ
в Библиотеке Чугунного Козьмы


Сочинения любимых авторов Козьмы Пруткова и его творческих потомков

Библиотека Чугунного Козьмы
и современные авторы

Анатолий Маслов на выствке своих картин
в Пушкинском доме
Анатолий Маслов

АНАТОЛИЙ МАСЛОВ. СКАЗКИ. СТАРИЧОК-ПТИЦА


СКАЗКИ. СТАРИЧОК-ПТИЦА
Часть 1
Часть 2
РАССКАЗЫ
ПРИТЧИ
СТИХИ
МАНИФЕСТ
КАРТИНЫ



МАСЛОВ Анатолий Алексеевич (19 августа 1938 год, Ленинград — 25 сентября 2016, Санкт-Петербург), российский живописец, график и писатель. Выпускник факультета философии ЛГУ. Работы находятся во многих музейных коллекциях — от Музея истории города (Санкт-Петербург) до Музея Хаммера (США). Прошедшая вслед за выставкой в Новгородском монастыре его выставка в Музее нонконформистского искуства на знаменитой Пушкинской-10 называлась «Исихазм в светской живописи». Термин «исихазм» заимствован из византийского богословия и означает одну из наиболее утонченных форм христианской мистики — отрешенное созерцание, или «умное делание» — духовная практика в православии. Картины художника – это медитации средневековых иконописцев вернувшиеся сферами космического века. Анатолий Маслов — портретист ангелов, пишущий их с натуры. Высший небесный пилотаж в медитативности. Однако, суть экспозиции вышла за пределы исихазма на берега петербургских пейзажей, где когда-то на Мойке жил мастер пера Пушкин. Если его читать, услышишь поэзию. Потом на Мойке жил мастер другого пера Маслов. Если вглядеться в его пейзажи, то поэзию увидишь. Петербург Маслова — это иллюстрация к Петербургу Пушкина.

Исаакиевский собор


СТАРИЧОК-ПТИЦА

Часть 1

1.

Когда автобус остановился, и открыли дверь, старичок вышел на улицу, как-то легко подпрыгнул и сел на ребро двери у крыши. Потом он взмахнул руками и медленно полетел. Все изумленно смотрели вслед. Мальчик, который стоял с краю, сказал: «Он спрашивал, переехали ли мы Пиренеи? Мы не переехали, а он улетел». Все молча смотрели вдаль, но старичка-птицы уже не было. Только вился серебряный след.

2.

Подошло маршрутное такси. Открыв двери, мы втиснулись в него. Автобус был маленький, желтенький, как божья коровка. Там в первом ряду сидел старичок, задавленный объемными сумками, сверху которых выглядывал острый нос и два пронзительных глаза. Рядом женщина рыдала в мобильник: «...Опять пьяный, но хоть дома!» Девушка сбоку протянула старичку двадцать рублей передать водителю за проезд, но старичок деньги не взял, а вежливо поблагодарил: «Спасибо, у меня есть». Он все время нервничал, крутил головой.

«Почему искривилось время?..» бормотал и окликнул он всех, но никто не ответил. Он пожевал губами, скинул сумки с колен, легко подпрыгнул и оказался рядом с водителем. «Почему?» — шептал он, открывая боковую дверь, пододвинулся к краю сиденья, взял водителя под локоток и вместе с ним улетел.

А мы поехали дальше.

3.

В осеннем небе над нами летят лебеди. Медленные взмахи крыльев, вытянутые шеи, голова далеко впереди выглядывает: что там? Стая-клин, полковничий ромб, благодатно курлычет — прощается или здоровается или опробует органную акустику неба?

Белые-белые всегда рядом, не увидишь одинокого лебедя, пересекающего небосвод. Красивое, прекрасное — оно вместе. Алчность и злость — одно.

И носится, носится сокол и с кем полететь? — и мысли нет такой.

Автобус спешил к железнодорожному вокзалу — провожали начинающего очеркиста. Садовник-поэт Галина Рукина о чем-то думала и тихо улыбалась. Писатель Холкин укладывал в блокнот женский диалог по мобильнику о тяжелой доле крепко выпившего мужа, потом он увидел лебедей и стал торкать карандашом в небо: «Один, два, двенадцать». Прошептал: «Совсем как у Александра. Совсем как у Блока».

4.

Город млел в середине лета, когда в запущенном парке на окраине пустыря появился старичок. Он все ходил, натягивал веревки, качал головой. Потом привезли всякие плиты и кирпичи, пришли рабочие, махали руками — и появилась вышка для прыжков в воду с площадками и эластичными досками. Башня торчала из пустыря, из самого его травянистого слоя. Намека на то, что будут и рыть бассейн, не было. Подходил народ, стали роптать: «А бассейн?.. А бассейн?» И только тут старичок их как бы увидел. Он повернулся и строго молчал. «Так будете прыгать», — отрезал он, поднимаясь по лестнице. Достигнув середины, он обернулся: «Так будете». И уже на самом верху погрозил пальцем и улетел.

5.

Старичок сидел под деревом. Он видел, что происходит там, на другом берегу широкой, томительной для души реки — небольшая деревенька, скот, птица.

При виде птиц, ноздри его раздувались: своей половиной души и тела старичок происходил из соколиного рода. Его предки были кречеты. В далекие времена жили свободно, иногда служили в крепостях и замках. Другой половиной он относился к православному роду, но жестокий нрав кречета всегда побеждал. Схватив кого-нибудь в острые когти и придушив, он начинал каяться и шептать молитвы, но какую половину души он хотел спасти, стремительно рассекая холодный поток окровавленным клювом? Все смешалось.

Было грустно. Ветер шевелил его серебряные пряди и заглядывал в глаза. Они были бесконечны, в них полыхал огонь. Но вдруг мягкий голубой свет вошел в них и время стало уходить, уступая место покою. Старичок вытянул руку, согнул под прямым углом ладонь, взлетел и удивился: не крылья подняли его — то пришел второй его род — род молений, трудов, просветлений.

6.

Вверху за спиной шипение. Он оглянулся и увидел беснующихся птиц. Они дрались, обсуждая двойственность его души и тела:

— Старичок должен быть злобным. Человеческое не может быть в птице. Миры не пересекаются!

7.

«Устремленный взгляд», она же ученица 1-а класса Вероника Позднякова брела из школы. Ничто не предвещало никаких приключений, но тут к ней подошел старичок, тихонько взял за руку, как-то легко подпрыгнул, посадил Веронику на дерево и улетел. «Свят, свят, свят!» — встрепенувшись, прохрипела ворона.

Сокол, выкручиваясь из мертвой петли, окинув взором играющий мир, озарился: «Творение лучше Творца! Творение лучше Творца!»
Вероника, свешиваясь, и локтем сталкивая с ветки ворону, пыталась сквозь неизвестно как появившееся облако, рассмотреть, что происходит внизу. Там было тихо. И только, крича, металась ворона: «Творец, Творец!»

8.

Пейзажи приятного ожидания стелются радостными переживаниями. Старичок шел в монастырь, он уже знал: там другое пространство, другая плоть мира, легкая и радостная, растворяющая окаменелость бытия души и тела.

Дорога поднималась в гору, серпантинно извиваясь для обессиленных и стрелами троп для гордецов. Чем он выше забирался, тем быстрее расступались горы, и спокойнее расправлялось освобожденное пространство. Сквозь сплоченную зелень южного леса уже проступали монастырские строения.

Увидев в небе в сияющем голубом шаре парящую святую, он подивился, но ползающий змей во дворе устрашил и озадачил. Уже в монастыре он нашел колодец, часовенку и купальню Святого Георгия:

— Ну если Святой Георгий, то и змей.

Настоятельница на первую половину его повествования о виденном только прищурилась, на вторую нахмурилась: «Несколько помещений монастыря были переданы жителям ближайшей деревеньки еще тридцать лет назад. Они и есть этот змий».

Монастырь был с садами, тремя небольшими храмами и развалинами другого, прежнего. В нем было учредительно тихо. В автобусах приезжали паломники с Украины и Молдавии. С мольбой подымались глаза, и дух увлекал в небесные просеки.

Другие два монастыря близ Новгорода лежат — один на полях, другой в устье реки, упершись в ее берега высокими стенами.

В Варлаам-Хутынский монастырь втекаешь как в заводь. Там легко, свободно. Собор парит и зовет. Но не взлететь: так тяжела плоть твоя. Но все-таки уносишься в небо на миг. Растворяешься — и ты счастлив.

Юрьев монастырь — другое. Он обороняется, отталкивает, но когда ты внутри, открывается мощью.

Георгиевский собор — фантастический мост между землей и небом, запрудил собой время, и оно щемит, и будущее — видимая явь. Здесь стоишь над временем и бытием, отталкиваясь от него босыми ногами. Все вспоминаешь, видишь земную жизнь в едином деянии с небом, и задумчив, и беспокоен: что будет с тобой?

Во дворах народ в черном. То грустный, то молодой, забивающий плоть, то бредет изможденный. И все хотят ухватить духа, повиснуть хотя бы на его краешке или, может, взглянут на них сверху приветливо.

И куда мне в калашный ряд?

9.

На тротуарах теснился народ. Ждали-ждали. Но один не ждал: старичок то ли с граблями, то ли со старинным ружьем на плече. Он весь в марше: «Солдатушки, бравы ребятушки, а где ваши деды!» Он семенил вдоль тротуара мимо машин, мимо Невского, мимо гауптвахты и военного коменданта. Но вдруг остановился, залез на фонарь и улетел.

«Носится просто так, а мог бы вырабатывать электричество!» — помедлив немного, выпалила ошарашенная старушка.

10.

Когда сокол молнией простреливал пространство, был восторг. Но скорости не хватало, чтобы ворваться в другой мир, где все только воля, одна его воля.

Внизу руины и туда пронесся он ревущим ветром, в обитель побед — здесь мир им поверженных — трупы и разрушения везде. И он спросил себя: Зачем все это?..

11.

Православный его род собирался после работ и мытарств: иконная тишина и жизнь в духовных обителях. Тогда не кречет, а душа его парила. Но пришел глиняный человек и поселился посередине и сжал их обоих. Но дунет ветер, и полетит сокол. Ударит колокол и запоет старик.

12.

Вероника стояла на вершине дерева, размахивая плащом. Первым к ней полез математик, но разбил очки и упал на газон. Директриса, задрав голову, кричала: «Ветер, ветер!..»

13.

Человек-сокол стоял у открытого окна и смотрел вниз на ржаво-глинистое тело Петербурга: «Так будете прыгать, так.»

14.

Какой род победит в этой борьбе — земной, соколиный или небесный? И откроется ли когда безмятежная радость, где все праведны и добры...
Старичок-птица безмолвствует.

15.

Если увидите — по небу летят, взявшись за руки, девочка и мальчик, не удивляйтесь — это Вероника и ее младший брат Антон тренируются быть взрослыми.

Конец первой части.




Часть 2

1.

Виталий Поздняков надавил на тормоз, и прошуршав по выбитой мостовой, автомобиль остановился. На перекрестке мигал красный.

Он поднял голову и ужаснулся, но быстро пришел в себя — работая на телевизионном канале он представлял себе, что такое телекартинка. И то, что по небу летят Вероника и Антон он отнес к событиям на ней.

Но то ли от того, что от наклона в голове затекло или что-то там отскочило, а может от чувства собственности, он опомнился окончательно и закричал: «Ну только что сидели на кухне и пили чай с черной смородины вареньем. А уже летят!»

«Вон в той букашке сидит папа!» — прокричала против ветра Вероника Антону, крепко ухватив его за руку. Он болтался рядом как осенний лист.
А улетели они мгновенно, как после пития чая захлопнулась дверь за папой.

— Пора! — крикнула Вероника и схватила Антона в охапку.

— Мама! — закричал Антон, но Вероника перебила:

— Мама занята. Ее подругу заела жаба.

— Возьмем жабу и бросим на город?

— Что ты, там и так их больше, чем людей.

Вероника величаво рассекала простор, а Антона трепал ветер.

— Антон, те картины у нас, я давно смотрю на них и в душе у меня теплеет. А вчера я увидела в своей голове: я лечу, а кто-то говорит: «Если полетела в своей голове, полетишь и по воздуху!» Так ты смотри на картины, они волшебные, они летят, и научат и тебя. Их написал Толя.

На высоте был виден и город и звезды, окружавшие Луну и Солнце и еще много разных раскаленных камней. И все небо горело, словно печь. И они летели внутри этой печи. Город — маленькая щепка, вспыхнет и исчезнет.

— Куда же нам тогда? — заверещал Антон.

— Там и полетим в середине печи. Смотри, справа, внизу, за крайними звездами, черное?

— Вижу.

— Это дым от взрыва, откуда мы произошли быть.

— Навряд ли. Он был бы в середине, между звезд. А так — с краю. Значит, кто-то просто пальнул из ружья и полетели быть.

— Кто пальнул?

— А ты посмотри, какой у нас у всех характер, и все поймешь.

Вечером вернулся папа и неподвижно смотрел на Веронику: «свят, свят, свят...»

— Летали?

— Нет.

— Я видел.

— Это ты в голове в своей видел.

Антон повернулся к окну:

— Вероника, смотри, небо улетает!

— Это не небо улетает, это мы отдаляемся от него.

2.

Старичок брел по улице. На площади Искусств у Русского музея он остановился, подождал — подойдут девчонки, спросил как-то неопределенно: «Отстой туморроу, — помедлил и добавил, — здесь?» Те грохнули от смеха, он хохотнул и пошел дальше.

На Невском встретив пожилую женщину, окликнул: «Не скажете, где-то здесь рядом отстой туморроу был?» Женщина повела головой по сторонам, задумалась, протянула: «Нет, что-то не припомню.» И усталая и озабоченная пошла дальше.

И уже на углу набережной Мойки и Невского у клуба увидев в дверях упитанного человека в добротном одеянии с лицом хуже не придумаешь, спросил: «Отстой туморроу — это здесь?» «Нет, дальше, — поспешно отмахнувшись, полуиспуганно, полуугрожающе процедил тот. Старичок вернулся к Русскому музею, но заходить не хотелось, он давно чувствовал, что над музеем висит облако смрада, появившееся после проведения «экспериментальной» выставки: к иконам Рублева и Дионисия и Ангелу Золотые Власы помраченный рассудок держателей музея подвесил работы современных художников втайне и на холстах наяву сатанистов.

Здесь?

3.

Бывает осенью, в середине ее, когда прохлада набирает холод, вдруг повеет теплый ласковый ветер. Он появляется непонятно откуда, словно из колыбели бытия, из утраченного Адамом и Евой рая, из глубин памяти, которая помнит больше и раньше, чем вобрала в себя жизнь. Вдыхаешь, вдыхаешь этот воздух, пытаешься задержать его, но как зыбкое воспоминание, он тает и уходит — щемящее переживание.

Несколько дней сокол был встревожен и возбужден — зов крови, зов круговорота бытия звал и томил его. Он ударил клювом землю — пора лететь, захлопали крылья, словно выстрелы из ружья.

Леса то расходились под ним спиралями, то сплачивались, реки петляли и завязывались узлами и пузырились озерами и морями. Поля и города и маленькие человечки кое-где.

Вздыбилась земля — внизу увидел скалу и резко в перевороте пошел вниз. Он падал на камни, но отыскал окно — небольшую трещину и нырнул в нее. Совсем другой мир открылся — гигантский храм без творца, одни механизмы. Стены, закручиваясь, уходили ввысь, образуя купол из белого камня. Над испещренным формулами и пентаграммами полом плавало в воздухе гигантское колесо. Кругом бассейны и проточная вода. Здесь колесо Земли. Сокол задел его крылом, оно повернулось и на Камчатке взорвалось несколько вулканов, в Малайзии прошло цунами. Сотряслись и огорчились Соединенные Штаты Америки.

Проточная вода наполняла бассейны, реки и озера континентов.
С крыла сокола сорвалось и упало в бассейн несколько капель воды и из всплеска явилась дева с ясными глазами. Немой вопрос, и она снова обернулась водой.

Сокол был в центре жизни Земли. Он, как и человек, был допущен к колесу Земли, только в чистых глазах Девы-Воды было вопрошание и тревога.

4.

Поднялся сильный туман и, уже в других горах, подымаясь к другому монастырю, старичок свернул с дороги на крутые тропы и заплутал вконец. Он оказался в расщелине с грудой поваленных деревьев, перелез через них и угодил в ручей, еле выбрался и полез прямо по склону вверх, опираясь на колени и локти.

Вконец измученный, старичок поднялся на гору, огляделся и ничего не узнал — это был другой склон, и открывался совсем иной вид. Он испугался и стал обходить гору. Но на другой стороне открылся снова незнакомый вид.
Справа возвышался склон. Много трудов потребовал он, и старичок оказался на вершине. С нее все просматривалось — шли гребни гор двумя параллельными валами неведомо куда и там исчезали — холодная безразличная мощь, подавляющая волю. Монастыря нигде не было. Тогда старичок решил: «Сам буду монастырем».

Он присел на камень, вытянул голову, расправил одежды и изгнал все ощущения и эмоции, сосредоточился на Творце и замер.

Мозг, освобожденный от бремени, вбирал в себя космический простор, а вопрошающие глаза старца вгядывались в небо, но он хотел увидеть другое небо — небо радости и вечной жизни.

Глава его была колокольня, внутри себя он вопрошал, руки, обнявшие колени, были как стены. Он стал монастырем.

5.

Глиняный человек стоял, вытянув руки, в одной ладони он держал сокола, в другой старичка.

Сокол счищал кровь с клюва и пытался улететь. Старичок молился восходящему солнцу и хотел воспарить.

Но глиняный человек сжимал их в объятиях и не было такой силы, которая могла бы разорвать эти объятия.

Творение больше Творца.

6.

Автобус остановился, открыли дверь и все вышли на дорогу.

Мальчик, который стоял с краю, поднял руку и закричал: «Смотрите, там вьется серебряный след!» Потом он помедлил и добавил: «Старичок, старичок возвращается!»

Серебряный след, словно нить, сматывался в клубок. Клубок превращался в птицу, а птица в старичка. Он опустился на землю, улыбнулся, влез в автобус и устроился в первом ряду.

Дверь закрылась, и автобус продолжил свой путь. За поворотом на дороге стояли маленькая девочка и мальчик. Девочка подняла руку, автобус притормозил, Вероника и Антон запрыгнули в него, плюхнулись рядом с водителем и понеслись дальше и дальше в разворачивающуюся свою жизнь.

Старичок взглянул на них — вспыхнуло и явилось его детство. В сердце безысходно забилась грусть. Он прищурился и увидел как в легком голубом тумане, взявшись за руки, прозрачные как видения, уходят девочка и мальчик, становясь все старше и старше, делают шаг и еще один шаг, и еще шаг, расправляют руки, взлетают и парят в беспредельном просторе.

И льется сверху переливчатая трель жаворонка, в лучах теплого солнца с бездонного неба над полем, где золотом отливает скошенное лето.



ЗВЕЗДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Рейтинги и Статистика
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число посетителей за сегодня

Copyright © 2003 — 2013 Kozma.Ru
mail@kozma.ru

РЕКЛАМА ВО ВСЕЛЕННОЙ: ДИРЕКТОРИЯ МЛЕЧНОГО ПУТИ
Пиар Стиль Дизайн Публикация ИнформАгентство «Слухи»
На сайте работает ссылочная бригада —
пошли всех, куда надо!..
Афоризмы, цитаты, сочинения, фразы от Козьмы Пруткова и прямых потомков его словотворчества...
Экран с мордой www.flashplayer.su бесплатно смотри видео онлайн флэш плеер flash player.
Афоризмы, цитаты, сочинения, фразы про все...

 

Облако афоризмов

 

Официальный сайт Русского абсурда в мировом хаосе афоризмы книги библиотека автор философии авторы и мысли автора! козьма прутков со товарищи искусство пародии шутки мужчина афоризмы Суворов любовь афоризмы про любовь художник и модель афоризмы о жизни life биографии Толстой Жемчужниковы афоризмы афоризмы классика фразы эпиграммы законы в области культуры родоначалия и единомыслия в России

 

Туча цитат

 

древние греческие философы Гомер цитаты Гомера Цицерон библиотека мудрости классика афоризма книги онлайн архив ума читальня мысли сенека новости вечности информационное агентство ВРИА «Слухи» картины живопись художники историческая редакция времен источник русского экономического чуда пушкин цитаты citation цитаты

 

Туман выражений

 

фантазия драма комедия персональный гороскоп нумерология автопортрет Леонардо да Винчи Мона Лиза Mona Liza сочинения сказки Пушкина басни эпиграммы нумерология имени онлайн бесплатно пруток чугунный стихи Пушкина стихотворения генератор космической эры и похищение Луны Колумбом пародия исторические произведения

 

Тьма мыслей

нумерология даты рождения гераклит темный gallery арт галерея Пушкин Александр Сергеевич леонардо да винчи Чехов рассказы обнять необъятное! нумерология пифагора партия книг книга судеб кинокомпания с ограниченной ответственностью «Чугунпрокатфильм» Чугунный Козьма
премия за открытия в мире остроумия
смотри в корень!