Запасники ума титанов человеческой цивилизации в архиве Чугунного
Козьмы
В Архиве Чугунного
Козьмы собираются исторические и публицистические материалы, связанные
с именем Козьмы Пруткова, его предшественниками и творческими потомками.
Владимир Михайлович ЖЕМЧУЖНИКОВ [11 (23) апреля 1830 — 1884],
русский писатель, в отличии от других создателей Пруткова писавший
только под его именем. Ключевая роль в создании образа Козьмы Пруткова
принадлежит именно Владимиру Жемчужникову, не только предложившему
писать вместе под вымышленным именем, но и сочинившему биографию
псевдонима, и ставшему автором или соавтором почти половины творений
с установленным авторством его создателей. После многолетних попыток
опубликования собрания сочинений Пруткова, неоднократно срывавшегося
в течении 30 лет по самым невероятным причинам, в последнем в своей
жизни 1884 году он издал-таки том сочинений Козьмы Пруткова, сохранив
для нас образ, вероятно, затерявший бы свою цельность в старых журналах.
Его перу принадлежат «Немецкая баллада», «Разница вкусов», «Поездка
в Кронштадт», «Мое вдохновение», «Аквилон», «Проект: о введении
единомыслия в России», «К друзьям после женитьбы», «Пятки некстати»,
«Эпиграмма № III», «Желания поэта», «Безвыходное положение», «В
альбом красивой чужестранке», «К толпе», «Возвращение из Кронштадта»,
«Защита памяти Косьмы Петровича Пруткова», «Биографические сведения
о Козьме Пруткове», «Мое посмертное объяснение к комедии «Фантазия»,
«Разочарование», «Осень», «Эпиграмма № II», «Предсмертное». Кроме
того, значительную часть сочинений Пруткова написал с совместно
с братьями и Алексеем Толстым. Единственное из написанного им и
не относящееся к сочинениям Пруткова — его «Записки». Они опубликованы
после смерти писателя.
Алексей Константинович ТОЛСТОЙ
[24 авг. (5 сент.) 1817 — 1875], граф, русский поэт, прозаик,
драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1873).
Судьба самого известного из создателей Пруткова писателя не уступала
в фантастичности книжным биографиям его персонажей. Его изящность
сочеталась с силой богатыря, гнувшего подковы и вилки винтом, а
эти молодецкие забавы не мешали высоким гражданским поступкам. Он
организовывал ополчениние в Крымскую войну и вступил в стрелковый
полк, где едва не погиб от тифа, а потом женился на своей спасительнице.
Его заступничество спасло от ссылки его длуга Тургенева, благодаря
давней близости с царской семьей: с восьми лет он был друг детских
игр наследника престола Александра (II), а в девять, сидя на коленках
у старина Гете в Веймаре, видимо, получил благословение от творца
Фауста в разгар его творения и еще в молодости стал родоначальником
русского мистического триллера («Упырь», 1841, опубликован его другом
Владимиром Соловьевым в 1900). Автор баллад, психологических новелл
в стихах («Средь шумного бала, случайно...», «То было раннею весной»),
сатирических поэм «Грешница» (1858), «Иоанн Дамаскин» (1859) и опубликованных
посмертно — «Очерк русской истории от Гостомысла до Тимашева» (1878)
и «Сон статского советника Попова» (1882), баллад и сказаний («Василий
Шибанов»), исторического романа «Князь Серебряный» (опубликован
в 1863), драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866),
«Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). В соавторстве
с Алексеем Жемчужниковым написал пьесу «Фантазия» — первое творение
Пруткова, для которого им написаны самостоятельно «Эпиграмма № 1»,
«Юнкер Шмидт», «Письмо из Коринфа», «Древний пластический грек»,
«Память прошлого», «Мой портрет» и, предположительно, «Философ в
бане». Остроумнейший «Путник» Козьмы Пруткова среди пародий не менее
значителен, чем среди лирических стихов вдохновившие его популярные
«Колокольчики мои» А. К. Толстого, получившие в автопародии неожиданное
продолжение.
Алексей Михайлович ЖЕМЧУЖНИКОВ
[10 (22) февраля 1821 — 1908],
русский поэт некрасовской школы, почетный академик Петербургской
АН (1900), получивший это звание в числе первых четырех русских
писателей вместе со Львом Толстым, Чеховым и Короленко. Литературной
критикой считался совестью русской интеллегенции. Завершили творчество
патриарха великого века русской словесности «Песни старости» и «Прощальные
песни» спустя полстолетия после его дебюта в «Современнике» с комедией
в стихах «Странная ночь» в 1850 году. В том же году в соавторстве
с А. К. Толстым написана пьеса «Фантазия», запрещенная к показу
после премьеры, — первое творение Козьмы Пруткова еще до возникновения
этого псевдонима, для которого писал самостоятельно «Древней греческой
старухе...», «В альбом N. N.», «Стан и голос», «Чиновник и курица»
«Сродство мировых сил», «Помещик и садовник», «Помещик и трава»,
«Блестки во тьме», «Перед морем житейским» и написанное за год до
смерти в возрасте 86 лет «Посмертное произведение Козьмы Пруткова».
Александр Михайлович ЖЕМЧУЖНИКОВ
[13 (25) июня 1826 — 1896),
русский писатель. Отличался литературным озорством среди клевретов
Козьмы Пруткова. Первая басня Пруткова «Незабудки и запятки», появилась
еще без его подписи, придуманная Александром Жемчужниковым «для
шутки». Творческие искания Александра во многом сделали самого Пруткова.
Именно он научил «неудачника» драматурга писать стихи и басни, способствовал
философизации мысли и одарил талантом мистика, сделав Пруткова первым
литератором, вещавшим с того света. Публикация им своих творений
под именем Пруткова без согласия других авторов вызывала протест
брата Владимира, лоббировавшего в группе целостность псевдонима.
Александру не хватало места под альмавивой образа, благодаря ему
ставшего необъятно широким. Время показало, что эта широта смогла
вместить все новаторское, не нарушая концептуальности, ибо необъятность
и стала фундаментом концепта. Им написаны «Незабудки и запятки»,
«Азбука для детей», «При поднятии гвоздя близ каретного сарая»,
«Любовь и Силин», «С того света», «Простуда», «Я встал однажды рано
утром...», «Сестру задев случайно шпорой...», «Некоторые материалы
для биографии К. П. Пруткова», «Выдержки из моего дневника в деревне
(«На горе под березкой лежу...» и «Желтеет лист на деревах...»)».
Петр Павлович ЕРШОВ (1815 — 69),
русский писатель. Автор знаменитой стихотворной сказки «Конек-Горбунок»
(1834, полное издание в 1856). Во время Русско-Турецкой войны находившийся
на службе Владимир Жемчужников был командирован в Тобольскую губернию
и познакомился в Тобольске с жившим там П. Ершовым, а известный
сказочник познакомился с Прутковым, и, в свою очередь, познакомил
Владимира Жемчужникова с прежними своими шутками и передал ему свои
куплеты — стихотворную сцену «Черепослов, сиречь Френолог» — и,
сказав, что уже стар и ничего не напишет, просил куда-нибудь их
поместить, что и было сделано. Пьеса «Черепослов, сиречь Френолог»
с успехом шла на комедийной театральной сцене начала 20 века и не
потеряла актуальности.
Сочинения Козьмы Пруткова, написанные коллективно, — Алексеем Толстым и Алексеем Жемчужниковым:
«Фантазия», «Осада Памбы», «Доблестные студиозусы», «Желание быть
испанцем», «Звезда и брюхо», Алексеем и Александром Жемчужниковым:
«Кондуктор и тарантул», «Цапля и беговые дрожки», «Червяк и попадья», Владимиром, Алексеем Жемчужниковым и Павлом Ершовым:
«Черепослов, сиречь Френолог», Александром, Алексеем и Владимиром Жемчужниковым:
«Блонды», Алексеем Толстым и Владимиром Жемчужниковым:
«На взморье», Владимиром и Алексеем Жемчужниковым:
«Честолюбие».