О ЧЕМ ЯЗЫК ГОВОРИТ С НАМИ
(послушание языку)
«...от избытка сердца говорят уста».
«...от слов своих оправдаешься
и от слов своих осудишься».
Матв. 12.34 т. 37
«Дивишься драгоценности нашего
языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам
жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи».
Н. В. Гоголь
«Язык сущности — сущность языка».
М. Хайдеггер
Друзья! Хотите попытаться найти путь
к себе, к возрождению, к своим внутренним ресурсам здоровья, к свету,
к счастливой жизни? Давайте попробуем! Послушаем своё сердце. Похвалим
его, произнесём для него слова любви. Постараемся делать это чаще.
И тогда, научившись пребывать в состоянии сердечного внимания, мы
начнём удивляться своим открытиям. В один прекрасный день мы поймём,
что стали пребывать в словах, говорение которых делает нас их
послушниками. Доверимся своему сердцу, и оно сможет помочь нам
стать смиреннее. А чем смиреннее мы будем, тем яснее услышим речевое
слово и восхитимся тем, что поймём -оно живое, и не столько мы говорим
языком, сколько он говорит нами с нами о том, как следовать
Божьему промыслу, определяющему наш жизненный путь. А это и есть
наш путь к здоровью, к свету, путь духовного преображения.
Давайте, находясь в состоянии сердечного
внимания, вспомним значение букв в старославянской кириллице и прочитаем
их вслух. Аз, буки, добро, есть, живите, зело (земля), и иже,
како, люди, мыслите, наш, он, покой, рцы, слово, твёрд. Возможно,
мы откроем для себя такой их смысл: знание слова есть добро, живите
на хорошей земле и как люди мыслите, в этом наш покой, это слово
твёрдо. А не послание ли это древних славянам? А если это так, то
не заложено ли в самом славянском слове то самое добро, обозначение
и реализация которого есть и хорошая жизнь на земле, и счастье,
и покой? И не есть ли это для нас ещё одно открытие — русское слово
в основе своей звукосмыслоотобразительно.
А теперь, доверяясь своему сердцу,
послушаем вместе, на мой взгляд, самые важные для жизни слова. Например,
слово «камень»... Не в этом ли слове сфокусированы самые
главные проблемы человечества? Ведь это и окаменевшее бесчувствие
сердца, это и «каменное» сознание, и камень в кишечнике (каловые
камни), и в почках, и окаменелость лёгких. Но это также и Пётр,
которого Христос нарёк Кифой (Кифа — камень), и даже сам Христос,
как камень.
Давайте вслушаемся ещё и в духовный
смысл этого слова! А не слышен ли в нём молитвенный «амен»
(лат.), «аминь», что значит крепко, непоколебимо, истинно?
Ведь это и одно из имён Христа (см. Откр. 3; 14).
«Да любите друг друга!» — сказано в Священном писании. Вот главное условие пребывания в
слове, слышания его доброго, истинного смысла.
Это и есть путь развития духовной тон...кости,
звучности организма.
Ведь он как орган, где каждый орган — вучащая трубка, и каждый позвоночник — воночник, каждое звено — вон, а весь организм — гармонически радостно звучащкй аккорд
здравия. Так в гармонии по образу и подобию Божию задуман был человек
А гармония — это мера всех вещей. Но мера и покаянная. И только
она в Духе Святом.
Что же такое ясное слышание или послушание
языку?
Язык наш — это чудо, которое в нас
дремлет. Он бездна... без дна... Он и веты,
он и советы, он и наветы... В нём видим себя. Он и
брат наш, он и враг наш, он и спаситель, он и искуситель, он и наш
«Дом бытия».
Он! Его Величество Язык. Он как живое
существо: его иногда рвёт, когда он врёт. Тогда у его «говорителя»
невриты — не ври ты, неврозы — не в розы, т. е. без
роз и врозь. И он светел и весел, когда в жизни нашей
есть вёсла для движения и вёсны для любви. Язык речется... Речь
— речется, словами вытекает. Язык, как било в чреве колокола, порождает
детей слова — звукосмыслы слова, которые ловят смыслами бытие,
творят сущее, овеществляя, вещая его. Они порождают доброе,
светлое, коли из сердца самого, когда «...от избытка сердца говорят
уста». И только тогда слова-словы — дети солнца, дети любви,
радостны (Ра...даст...ны) во Христе (в О! Христе),
а не во зле...
Вслушаемся теперь во внутреннее содержание
слова: тело... мы слышим ело — ель, зелень
— цвет здоровья и сердца, покоя, дело — там тоже ело,
ель. Значит, дела, думы должны быть связаны прежде всего
с лесом. Да, так и было издревле на Руси. А Ноги... нога...
Какой должна быть нога, чтобы ступать, следовать по твердям здоровья?
Нагой! Нога должна быть голой, обнажённой, нагой, чтобы на неё светило
солнышко, чтобы она соединяла нас с землёй-матушкой, с Богородицей.
Так же и голова — голая глава. А чем лечить травмы?
Не травами ли? А невриты как лечить? — не врать —
не ври ты. Нервы? Не рвы революции, а поляны эволюции! А
неврастения — не в растения, а надо бы в растения,
т. е. уподобиться природному, божьему образу жизни растений. А простатит?
Не от отсутствия ли природной простоты и ясности в устроении
жизни? А запой — не пеньем ли лечить запой? А как вести беседы?
Уж, наверное, так, чтобы не кормить бесов, (бес...еды), т.
е. не впасть в чревобесие. А что нужно есть, чтобы быть крепким?
(к...релк...им), укреплённым (ук...реп...лён...ным)?
Какую носить одежду? Наверное, есть репку и носить одежду
из льна, как это и было издревле на Руси. Это так же очевидно
и слышно, как то, что благодать обозначает благо дать,
а спасибо — спаси Бог. А может быть, мотивация
— мотив Отца, радиация — ради Отца? Путаница
и неясность в понимании главных слов жизни, неслышание их внутреннего
духовного смысла, а, главное, непослушание им в действии ведёт
мир к катастрофам, к политическим, религиозным, философским, национальным
войнам, к разделению, отчуждению и а итоге — к гибели. Имённо поэтому
нам надобно скорее научиться повнимательнее прислушиваться к первозданной
природе, к своему организму, а главное, к языку, родному русскому
языку, нашему духовному телу, к тому, о чём он говорит, к тому,
что вложено в него самой божьей природой.
Как известно, человек отличается от
животного не только наличием осмысленной речи, но и её правильным
пониманием. А правильное понимание включает в себя, кроме бытовой
и научной части, ещё и духовную мистико-символическую Божью составляющую,
которую испокон веков и представляла поэзия. Истинная поэзия
призвана высвечивать наш путь духовного преображения. В наше
бездуховное, грубо материалистическое время, когда планета под угрозой
гибели, для достижения гармонии духовного и материального особенно
необходимо возрождение истинной поэзии.
Я убеждён, что в глубине природы поэтического
языка отображён глубинный язык природы, язык, не искажённый цивилизованным
сознанием.
Господь взирает сердцем свысока,
Мирские души целит Святым Духом.
Он так же есмь в природе языка
И в опыте молитвенного слуха.
Я предлагаю заново родиться в истинных
смыслах языка, возродить творческую способность сознания, поэзию,
которая есть «...Бог в святых мечтах Земли...» (Жуковский).
Поэзию, не забывающую и о покаянии:
«...пока я — не Я, пока ты — не Я,
пока я — не Ты, нет понятых, но есть понятые».
В духовном лоне такой поэзии и снизойдёт,
быть может, на нас Дух Святый и укрепит наш разум в светлых, радостных
и добрых смыслах бытия. И, быть может, тогда мы выйдем, наконец-таки,
из мытарства бесконечного в вечность горячего сердца Христова сознания
где «...грехов всех наших камень молитвою избудет... Аминь!»
И, быть может, тогда мы будем пребывать не возле — во
зле, в, во истинном себе, т. е. во Христе. Аминь!
|
 |