В «Биографических сведениях о Козьме Пруткове»
подробно описан этот его единственный прижизненный «портрет, отпечатанный
в том же 1853 году, в литографии Тюлина, в значительном количестве
экземпляров. Тогдашняя цензура почему-то нe разрешила выпуска этого
портрета; вследствие этого не состоялось и все издание. В следующем
году оказалось, что все отпечатанные экземпляры портрета, кроме пяти,
удержанных издателями тотчас по отпечатании, пропали, вместе с камнем,
при перемене помещения литографии Тюлина, вот почему при настоящем
издании приложена фотогиалотипная копия, в уменьшенном формате, с одного
из уцелевших экземпляров того портрета, а не подлинные оттиски.
Карта сайта №7
Художники, портреты, картины, кино
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58
Оптимизм без оптимизации
как афоризм без монетаризации. Писарь Сергий, клеврет Чугунного Козьмы
Любопытные ссылки
|
Дорожа памятью о Козьме Пруткове, нельзя
не указать и тех подробностей его наружности и одежды, коих передачу
в портрете он вменял художникам в особую заслугу; именно: искусно подвитые
и всклоченные, каштановые, с проседью, волоса; две бородавочки: одна вверху
правой стороны лба, а другая вверху левой скулы; кусочек черного английского
пластыря на шее, под правою скулой, на месте постоянных его бритвенных
порезов; длинные, острые концы рубашечного воротника, торчащие из-под
цветного платка, повязанного на шее широкою и длинною петлею; плащ-альмавива,
с черным бархатным воротником, живописно закинутый одним концом за плечо;
кисть левой руки, плотно обтянутая белою замшевою перчаткою особого покроя,
выставленная из-под альмавивы, с дорогими перстнями поверх перчатки (эти
перстни были ему пожалованы при разных случаях).
Когда портрет Козьмы Пруткова был уже нарисован на камне, он потребовал,
чтобы внизу была прибавлена лира, от которой исходят вверх лучи. Художники
удовлетворили это его желание, насколько было возможно в оконченном
уже портрете; но в уменьшенной копии с портрета, приложенной к настоящему
изданию, эти поэтические лучи, к сожалению, едва заметны».
Автор биографии утверждает, что «впоследствии некоторые лица приобретали
эти пропавшие экземпляры покупкою на Апраксином дворе». И хотя участников
и свидетелей этого, вероятно, уже не осталось, у редакции и
оргкомитета «Чугунного Козьмы» есть надежда, что кому-нибудь из читателей
сайта известно о судьбе пропавших оттисков и литографского камня.
|
МОЙ ПОРТРЕТ
Когда в толпе ты встретишь человека,
Который наг; 1
Чей лоб мрачней туманного Казбека,
Неровен шаг;
Кого власы подъяты в беспорядке;
Кто, вопия,
Всегда дрожит в нервическом припадке, –
Знай: это я!
Кого язвят со злостью вечно новой,
Из рода в род;
С кого толпа венец его лавровый
Безумно рвет;
Кто ни пред кем спины не клонит гибкой,
Знай: это я!..
В моих устах спокойная улыбка,
В груди — змея!
1Вариант: «На коем фрак». (Примечание К. Пруткова.)
|
 |
 |