Первые портретисты
Козьмы Пруткова 19 века творили его образ коллективно, как сам знаменитый
литератор свои сочиннения.
Сохранили традицию и коллективно создали премиального скульптурного образа,
портретисты Чугунного Козьмы, которых, оставляя интригу, до поры будем
звать Неизвестный архитектор и Неизвестный скульптор.
|
|
РОЖДЕНИЕ ЧУГУННОГО КОЗЬМЫ
Образ Чугунного Козьмы родился не сразу. Самое простое было бы сделать
скульптурную копию замечательного знаменитого литографического портрета
сочинителя-директора Козьмы Пруткова работы творцов его визуального
образа Льва Михайловича Жемчужникова, Александра Егоровича Бейдемана
и Льва Феликсовича Лагорио. Однако, время сотворило знаковое перевоплощение
образа, как внутри него самого, так и во взгяде на него отовсюду,
сделав виртуального чиновника классиком реальной литературы. Еще
при жизни авторов появление этой метаморфозы в виде некоего раздвоения
образа сочинителя и собственно его сочинений в существенной их части
отмечалось как самими авторами Козьмы Пруткова, так и знатоками
искусства и литературы, например Владимиром Соловьевым в статье
о сочинителе для энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Нам, жителям 20
и 21 веков это тем более заметно.
Поэтому организаторы Премии задумали воплотить в лице Чугунного
Козьмы некий универсальный образ абсурдной, пародийной и иронической
мысли сразу. Признаюсь, это было не просто, ввиду немыслимого цейтнота:
до 200-летия великого сочинителя оставалось ровно две недели.
|
|
|
Чугунный Козьма
— единственная настоящая неподдельная призовыя фигурка среди множества,
на первый взгляд, похожих призовых статуэток. Она первый и пока единственная
создается из продекларированного в ее имени металла — чугуна, причем,
стопроцентного!
Во всех остальных так называемых Золотых ветках, бутсах и прочих птицах
ничтожная доля заявленного благородного металла.
Козьма Прутков премиальных церемоний, актер Игорь Григорьев, перед вручением
Чугунного Козьмы разминается с Оскарами |
В Чугунном Козьме 5 килограммов
чистого 100-процентного чугуна, в то время как в золоченом оловянном 3800-граммовом
Оскаре — всего несколько грамм благородного металла. Справа на фото Медный
Оскар из выплавленной из одной стаnуэтки меди был бы вдвое короче Чугунного
Козьмы, а микро-Оскар, добытый из статуэточной позолоты, размещен посередке,
если ты, читатель, его там разглядишь... увеличить.
|
Сам цейтнот был вызван
ошибочным обращением организаторов к одному так называемому деятелю
искуссва, в течении почти года занимавшемуся проволочками и в конце
концов запросившму приличный гонорар за создание скульптуры по эскизу,
который здесь стыдно воспроизвести, так же, как и имя его автора.
Однако, нет худа без добра. К счастью, вовремя нашлись два художника,
весьма достойные своей работой в областях различных искусств, пока,
в целях сохранения интриги, наываемые Неизвестным архитектором и
Неизвестным скульптором, поставившие во главу точки зрения на воплощение
образа, как и подобает щедрым творческим натурам, оригинальность
художественной мысли, а не разграбление тогда еще не существовавшего
бюджетного комитета. Им тут же был дан карт-бланш на материализацию
их гениальной идеи создания тупого чугунного бруска с головой интеллектульно-иронического
образа. К радости устроителей проекта, через 4 дня оригинал-макет
в скульптурном пластилине, единственно годном для создания формы
художественной чугунной отливки, предстал их весьма одобряющим взглядам.
Публичная презентация премиальной фигурки торжественно состоялась
ровно за неделю до юбилея Козьмы Пруткова 16 апреля в главной художественной
мастерской Союза Искусств Петербурга и его основателя и бессменного
президента с 1995 года Лидии Азаровой. Чугунный Козьма предстал
в собирательном образе литературного портрета знаменитого сочинителя,
сбросившего надменную маску чиновника, под которой давно виделась
интеллектуальная улыбка мыслителя и мистификатора, с чертами как
его литературных персонажей — шишками на черепе мудреца из его «Черепослова»,
с шевелюрой из лавровых листьев и спокойствием змеи из стихотворения
«Мой портрет» и т. д., — так и с чертами его творческих кумиров
и потомков. При повороте этой чугунной, но похоже живой головы в
разных ее ракурсах видятся Вольтер, Суворов и другие известные афористы,
а одному банковскому чиновнику примерещился даже президент Путин,
как известно, тоже мастер афористической мысли, за словом в карман
не лазящий. И все это при том, что на деле облик Чугунного Козьмы
наделен наружностью призванного оргкомитетом на роль Козмы Пруткова
в акциях вручения премиальных фигурок лауреатам актера и шоу-мена
Игоря Григорьева. По мнению устроителей церемонии вручение Чугунного
Козьмы из рук самого Козьмы должно придать действу дополнительный
абсурдический эффект.
|
|
|
Девиз Чугунного Козьмы:
Обнять необъятное!
Жюри Премии выясняет, кто из творческих потомков Козьмы Пруткова ближе
всех приблизился к этой цели. |
|
Виртуозно воплощенная
авторами скульптуры портретная многограннисть чугунного образа вполне
соотносящяяся с творческой многоранной физиономией юбиляра не менее
значима и в многоранности ее формы. Четыре грани постамента направлены
по сторонам света на север, восток, юг и запад родного беспределья
и запредельных с нимииноземных окраин земного шара, то есть во все
стороны, откуда мудрец черпал вдохновенье. Его ребра торчат на ,
западо-восток, юго-север и в другие виды фантазии от Адама до Явы.
Нижняя грань основательно стоит на Земле, а его макушка с растущим
в ней чугунным лавровым листом в изрядном количестве при отблеске
Солнца освещает небосвод и космическое пространство. Чугунное гусиное
перо на боковой грани пишет прописные истины на лежащей под постаментом
земной поверхности, покрытой писчим листои бумаги. На самой грани
уже написан чеканный девиз чугунного проекта: ОБНЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ!
Смотрины с участием нескольких известных скульпторов, дизайнеров
и искусствоведов явились одновременно и худсоветом. Единственное
замечание знатока классицизма, старшего научного сотрудника Русского
музея Сергея Буглака тут же было исправлено в модели одним из ее
авторов. Столь солидное и авторитетное представительство уже стало
достаточным гарантом соответствию чугунного символа высоким художественным
критериям, и можно было бы больше его не трогать на лаврах
до изготовления наградного тиража.
|
|
|
Признанный преемник Чаплина
в год его 100-летия, обладатель десятков кинопремий, Юрий Мамин теперь
сам будет судить юмор во главе жюри премии «Чугунный Козьма» |
|
Однако, учредители стали
инициаторами еще одного не менее значимого импровизированного худсовета,
посчитав, что при приглашении в оргкомитет премии ректора Санкт-Петербургской
художественно-промышленной академии, будет не этично не представить
выдающемуся худужнику фигурку, созданную вне его академии. По зорким,
но улыбающимся взглядам двух академиков (искусств и наук) в одном
лице ректора Алексея Юрьевича Талащука и профессора Олега Алексеевича
Петренко — в другом — стало ясно, что Чугунный Козьма с успехом
прошел и эту высокую комиссию. А в самый канун юбилея, 22 апреля,
уже Председатель жюри премии, знаменитый кинорежииссер-комедиограф
Юрий Борисович Мамин, по отцовски бережно держа фигурку, словно
новорожденного, благословил Чугунного Козьму на нелегкий творческий
путь перед корреспондентом Радио России и фоторепортерами в своем
кабинете, явившем кинозрителю сценарии выдающихся комедий конца
20 века.
Некоторое время Чугунный Козьма, как и его знаменитый предок Козьма
Прутков, сущесвовал виртуально. Именно на созданном для него интернет-порталу
по искусству он обрел много друзей и сподвижников. Особенно хочется
отметить деятельное участие в его судьбе Юрия Юрьевича Синюгина
— потомка одного из создателей Козьмы Пруткова, художника Льва Михайловича
Жемчужникова. Именно с его приходом в оргкомитет стал возможным
выход проекта из виртуальной среды в реальный мир. Сейчас в оргкомитете
решается судьба будущих номинантов пародийной Премии и готовится
отливка наградного чугунного тиража.
Писарь Сергий
29 — 30 марта 2006 года
Фито Филиппа Красовского, Мариюся де Пейпера, Сергея Масаловича
и Неизвестного фотографа
|
|
|