|
БОГОМАТЕРЬ ГОЛУБИЦКАЯ (КОНЕВСКАЯ)
В основе композиции иконы лежит тип Богоматери Одигитрии — наиболее торжественный
и иератический тип Богородичных икон. Самой распространённой является
композиция со строго фронтальной позой младенца, подчеркивающая высокое
царское достоинство Матери и Сына. Младенец Христос держит в левой руке
свёрнутый свиток, а правой -— благословляет. Богоматерь изображается с
лёгким наклоном головы, чуть повёрнутой вправо к младенцу и поддерживающей
его левой рукой.
Предполагают, что прототип таких икон восходит к древнему константинопольскому
образу Богоматери, почитавшемуся в монастыре Одегон. Само название «Одигитрия»
(греч. путеводительница) связывают как с чудесами прозрения слепых
у образа, так и с происхождением иконы из монастыря Одегон. Перевод можно
объяснить догматическим содержанием образа, выраженным жестом руки Марии,
указывающей на Христа как на истинный путь спасения. Такими иконами благословляли
по традиции на дальний путь.
Особенностью иконографии Богоматери Голубицкой (Коневской) является то,
что младенец развёрнут в сторону от Марии и держит в одной руке голубя,
связанного за ножки нитью, конец которой он держит другой рукой. Характерны
одежды Христа — белая рубашечка и киноварный хитон, а также белый плат
Богородицы, переброшенный через плечо. Отличительной особенностью также
является голубь, которому придаётся важное символическое значение. Голубь,
по закону Моисея, был чистой птицей и предназначался для ветхозаветных
жертвоприношений. Мария на сороковой день после рождения Иисуса «для его
искупления» должна была принести агнца и двух голубей. Будучи бедной она
пожертвовала лишь голубей, а жертвенным агнцем был её Божественный Сын.
Голубь на иконе напоминает о преобразовательной связи Ветхого и Нового
Заветов и соотношении соответствующих им жертв. Образ Богоматери во всей
византийской экзегезе уподоблялся святой трапезе, престолу, жертвеннику.
На иконе Богоматери Голубицкой это уподобление передано чисто художественными
средствами: красные одежды Богородицы и её белый плат, также как красный
хитон Христа и его белая (жертвенная) рубашечка, ассоциируются с литургическими
тканями, покрывающими церковный алтарь. Мария здесь — и храм, и жертвенник
для агнца Христа. А голубь — символ его очищающей жертвы, искупляющей
грехи человеческие. Привязанная на нитке птица могла уподобляться душе
человека, привязанной ко греху, которой Иисус сострадает, которую жалеет
и которую он может освободить. Нить, на которой привязана птица, говорит
о смирении и покорности: «смиренной, покорной голубкой» называет Протоевангелие
Иакова Марию, покорным и смиренным называет Евангелие самого Христа. В
текстах средневековых бестиариев Христос прямо уподобляется голубю, объединившему
своей кровью человечество.
Известие о появлении на Руси первой «голубиной» иконы относиться к концу
14 века. Согласно житию, её принёс с Афона преподобный Арсений, как благословение
на создание нового Богородичного монастыря на острове Коневец. Получив
на Руси название «Голубицкой» или «Коневской», эта чудотворная икона,
дошедшая до нас лишь в копии начала 16 века, и стала прототипом русских
икон. Особое значение её культ приобрёл в новгородских и московских землях
в конце 16 - начале 17 веков, когда святыня, в связи с разорением шведами
Коневецкого монастыря^ находилась в Новгороде- -
Икона Богоматери Коневской, ныне украшающая фасад подворья Коневского
монастыря на Загородном проспекте в Петербурге, является современным списком.
Исполнена она петербургским художником - монументалистом Лидией Азаровой
в нетрадиционной (авторской) технике, чем-то напоминающей монументальную
живопись по сырой штукатурке. Изображение сделано на иконной доске, покрытой
специальным составом, сближающим её с фреской, а также способствующим
гармоничному сочетанию как с архитектурой самого подворья, так и с окружающей
городской средой.
© Буглак С. Э., искусствовед.
Жил-был Кот — существо очень древнее не без мистических наклонностей.
Он был дьявольски умён и чертовски привлекателен. Жилось ему прескучно,
и решил он тогда обольстить Женщину, которая на заре Творения была необычайно
чиста и целомудренна. И вот, как-то раз, когда её Божественный Супруг
отсутствовал, находясь в блаженном неведении...
|