|
ТВОРЧЕСКОЕ КРЕДО ОЛЕГА ПЕТРЕНКО
Знакомство с произведениями Олега Петренко — это встреча с мастером, творчество
которого отмечено чёткой индивидуальностью стиля. Оно находится в русле
современных исканий мирового изобразительного искусства. Его работы привлекают
магнетизмом линейных ритмов и цветовых пятен. В каждом листе Петренко
слиты и одновременно пересекаются фигуративность и беспредметность,
направленные на раскрытие или, наоборот, на зашифровку сюжета, вызывая
желание погрузиться в разгадку авторского замысла, пробуждая эмоциональный
отклик зрителя в духе строк Лермонтова: «Есть речи – значенье темно иль
ничтожно, но им без волненья внимать невозможно».
В основном, внешняя сдержанность стиля Петренко — защитный приём духовной
ранимости и искренности, пронизывающий каждый его лист.
Многие произведения художника касаются сферы подсознательного и понимания
эротического в плане утончённого фрейдизма - «Желание общения», «Сопротивление»,
«Эротическое шоу», «Разлучница», «И хотел бы, но...». Именно такое «но»
остаётся для зрителей манящей, магнетической загадкой лирико-философской
содержательности. Признаюсь – творчество Олега Петренко близко мне своей
эмоциональной наполненностью родственной поэзии. Его работа «Прикосновение»
послужила толчком для написания одноимённого цикла из 36 стихотворений,
изданных в 2000 году.
Лейтмотив, связывающий целый ряд работ — великая женская нежность, как
первозданный источник и основа бесконечности творения в расширяющейся
духовной вселенной. В листах Петренко переливаются волны смирения и страсти,
кипит противоборство желаний и звучит гимн любви, побеждающий смерть («...и умерли
в один день», «Ромео и Джульетта».) В мелодике подобных работ сконцентрированы
затаённый огонь сердец, осветивший жизнь влюблённых и погасший в
одно мгновение.
Духовный мир Олега Петренко обнимает широкие горизонты европейской культуры.
В нём сосуществуют отклики крито-микенского искусства и античность, и
ренессанс, и острота современных коллизий.
Духовная наполненность произведений Олега особенно пульсирует в цикле
евангельских сюжетов: «Христос у источника времени», «Вербное воскресенье»,
«Поцелуй Иуды», «Ангел хранитель». В них событийность уступает место символичности.
Необходимо подчеркнуть, что символичность общего замысла и детали-символы
наполняют пространство всех работ художника. И каждый символ вовлекает
зрителя в глубину живописного поля, в решение загадки, которая овладела
мыслями или мечтами творящего.
В экспозицию включено несколько живописных произведений. Техника вносит
свои акценты в трактовку образа. Но стилистика, свойственная Олегу, и символичность
содержания сохраняются в его авторском каноне («Мелодия для художника»,
«Осенний разговор», «Маленький художник»).
Стилистическая инструментовка произведений Петренко запоминается отчётливой
индивидуальностью. Композиционное построение листа пронизано динамичностью,
даже при определённой статичности. Их можно определить строками Бориса
Пастернака:
«... образ входит в образ, предмет сечет предмет».
Живописный слой – плавно текущий или геометрически выявленный — линиарно
ограничен, что придаёт многим работам сходство с витражами и укрупнённым
мозаичным набором. В этом сказывается глубинное чувство монументальности,
свойственное Олегу Петренко. Оно подсказывает возможность органичного
перенесения большинства композиций на плоскость стены здания или интерьера.
Принципиальная стабильность стилистического кредо Олега Петренко не сковывает,
а усиливает устремлённость в грядущее творческого потока художника.
Абрам Раскин,
искусствовед, Заслуженный деятель искусств РФ
Персональные выставки Олега Петренко:
1992 г. — Внешне политическая ассоциация. Москва.
1995 г. — Английский клуб. Санкт-Петербург.
1995 г. — Галерея Академии художеств. Санкт-Петербург.
1996 г. — Культурный центр. Белосток, Польша.
1996 г. — Галерея Напирковской. Варшава, Польша.
1996 г. — Галерея «Невский-20». Санкт-Петербург.
1996 г. — Галерея «Frames and more». Мюнхен, Германия.
1998 г. — Дом журналиста. Санкт-Петербург.
1998 г. — Галерея СПбГТУ, Санкт-Петербург.
2001 г. — Культурный центр. Галерея «Юго». Матран, Швейцария.
2002 г. — Клиника неврологии ВМА, Санкт-Петербург.
2002 г. — Культурный центр. Галерея «Юго». Матран, Швейцария.
2002 г. — Музей прикладного искусства СПбГХПА.
2003 г. — Русский музей, Санкт-Петербург.
В 2003 г. — Участник Салона SNBA — Париж, Лувр.
|